3,51 Mb.страница4/26Дата конвертации22.09.2011Размер3,51 Mb.Тип Смотрите также: 4 ^ Глава III. ШЛЮЗОВАННЫЕ УЧАСТКИ РЕК И КАНАЛЫ, ИХ НАВИГАЦИОННЫЕ ОПАСНОСТИ W 10. СУЩНОСТЬ ШЛЮЗОВАНИЯ, СОСТАВ ГИДРОУЗЛОВ Способ увеличения глубин водных путей посредством образования подпертых плотинами бьефов и соединения их шлюзами называют шлюзованием рек. Плотина ЂЂЂ водоподпорное сооружение, перегораживающее во]доток и его долину для подъема уровня воды. Часть водотока, примыкающую к водоподпорному сооружению, называют бьефом. Верхний бьеф ЂЂЂ это бьеф с верховой стороны водоподпорного сооружения, а нижний бьеф ЂЂЂ с низовой стороны его. Подъем уровня воды, возникающий вследствие преграждения или стеснения русла водотока или изменения условий стока подземных вод, называют подпором. Для пропуска судов из одного бьефа в другой устраивают судоход]ный шлюз. В результате устройства ряда гидроузлов продольный про]филь поверхности воды приобретает ступенчатый вид (рис. 29). При комплексном использовании рек кроме плотин и шлюзов строят гидро]электростанции. Шлюзование, используемое только для судоходных целей, назы]вается транспортным. Оно применяется на небольших реках. В большинстве же случаев шлюзование ЂЂЂ элемент в комплексном ре]шении других задач (задачи получения электроэнергии, регулирования стока, орошения, водоснабжения и др.). Комплекс гидротехнических сооружений, объединенных по распо]ложению и целям их работы, называют гидроузлом. В состав Рис. 29. Схема продольного профиля Волги с гидроузлами (АЂЂЂпадение, L ЂЂЂ расстояние от истока) гидроузла входит плотина, шлюз, ГЭС, подходные каналы, дамбы и др. Расположение сооружений гид]роузла отличается большим разно]образием. На рис. 30 показана схе]ма расположения сооружений в плане одного из гидроузлов. Рис. 30. План гидроузла: 1 ЂЂЂ оградительные дамбы аванпорта; 2 ЂЂЂ верхний подходной канал: 3 ЂЂЂ верховые причальные палы; 4 ЂЂЂ шлюз: 5 ЂЂЂ низовые причальные палы; 6 ЂЂЂ нижний под]ходной канал; 7 ЂЂЂ русло реки; 8 ЂЂЂ зем]ляная плотина; 9 ЂЂЂ гидроэлектростанция; 10ЂЂЂбетонная водосливная плотина: 11ЂЂЂ бывшее русло реки; 12 ЂЂЂ коренные берега реки; 13 ЂЂЂ водохранилище; 14 ЂЂЂ вход в аванпорт Плотины больших гидро]узлов обычно состоят из двух ча]стей: бетонной и земляной. Общая длина плотин на больших равнинных реках достигает нескольких километров. Плотины могут быть глухие и водосливные. У первых вода не переливается через гре]бень, у вторых ЂЂЂ может переливаться. Вместе с плотиной сооружается здание гидроэлектростанции, которое может составлять продол]жение плотины (так называемые русловые гидроэлектростанции) и принимать на себя полный, одинаковый с плотиной, напор воды, а также располагаться под защи]той плотины с низовой стороны или совмещаться с плотиной. Бетонные водосливные плотины (рис. 31) име]ют наибольшее распространение. На гребне водосливной части пло]тины ^ 9 устанавливают металлические затворы 13 в виде подъемных щитов. Затворами регулируют высоту уровня воды в верхнем бьефе / и расход воды, пропускаемой в паводок через плотину. Водосливная часть (водослив) быками ^ 5 разделяется на отдельные пролеты. Быки служат также опорами для щитов и моста 2, предназ]наченного для связи между берегами и перемещения подъемных кранов 3 затворов. Большую часть го]да щиты опущены и вода в нуж]ном количестве поступает в ниж]ний бьеф 6 через работающие тур]бины ГЭС. Весной щиты поднима]ют для сброса паводковой воды. Рис. 31. Бетонная водосливная пло]тина Устойчивость плотины, так же как и других гидротехнических сооружений, в большей степени зависит от фильтрации воды под ней. Поднятая плотиной вода под напором просачивается в грунт и двигается под плотиной к нижнему бьефу. Чтобы предотвратить вымывание грунта при этом процессе, путь движущейся под плотиной воды удлиняют. Тогда скорость фильтрационного потока уменьшает]ся до такой, при которой вода не будет вымывать грунт. Для удлинения пути фильтрационной воды перед плотиной устра]ивают понур, который обычно состоит из глиняной подушки ^ 12, за]щищенной от размыва уложенными поверху бетонными плитами 11. Для уменьшения скорости фильтрационного потока под основанием плотины забивают один-два ряда металлических шпунтовых стенок 10. Отдельные шпунтины, плотно соединенные между собою, обра]зуют сплошной заслон. Шпунтовые стенки погружают в грунт на глу]бину до 20 м. Для погашения скорости и энергии воды, переливающейся через гребень, ниже плотины устраивают водобой 8, представляющий собой бетонную плиту с гасителями энергии в виде бетонных выступов, ко]лодцев и других устройств. Скорость потока на водобое снижается до 3ЂЂЂ6 м/с. Выходя из водобоя, поток имеет все же повышенную размы]вающую способность. Поэтому за водобоем устраивают рисберму 7ЂЂЂ укрепленный камнем участок дна реки. Земляные плотины 4 (см. рис. 31) делают глухими, по]этому их гребень всегда на несколько метров выше наивысшего уров]ня воды верхнего бьефа. В поперечном разрезе плотина имеет вид трапеции. При сооружении плотины грунт намывают землесосами или (реже) насыпают сухой грунт. По гребню обычно прокладывают авто]мобильную или железную дорогу. При постройке принимают меры для уменьшения фильтрации воды через плотину: устраивают шпун]товые заслоны, глиняные водонепроницаемые экраны и т. п. Судоходны
Лоция на ввп земляновский 5 чел. помогло.
Глава III. ШЛЮЗОВАННЫЕ УЧАСТКИ РЕК И КАНАЛЫ, ИХ НАВИГАЦИОННЫЕ ОПАСНОСТИ - Лоция на ввп земляновский
Комментариев нет:
Отправить комментарий